Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования ДТП, где пострадали пешеходы, пассажиры, водитель, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза дорожных происшествий, которую в различных условиях зачастую разнолико называют то дорожной, то автодорожной, то дорожно-транспортной.

Однако ни одно из данных наименований не является правильным и научно-обоснованным.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная либо автодорожная экспертиза) до настоящего времени остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное название более семи лет назад, подавляющее большинство адвокатов, судей, юристов, следователей по прежнему назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая только класс исследования, без уточнения конкретного вида экспертизы.

В следствии такого общего и абстрактного определения данного исследования, в практике часто всплывают ситуации, когда в адрес какой-либо организации, где имеются тоже «автоэксперты» (эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), приходят материалы дела, где требуются специальные познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (полотна дороги, дорожных знаков, дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки).

И тогда возникает нехорошая ситуация, когда материалы дела возвращаются в судебные или следственные органы без надлежащего исполнения, в результате чего сроки дела затягиваются в следствии элементарной грамотности участников судебного процесса.

Главные задачи и цели дорожно-транспортного исследования:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• текущее состояние дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности водителя;

• определение возможности должного восприятия водителем дорожной ситуации;

• экспертиза технической возможности предотвращения происшествия;

• установление значений коэффициентов и параметров, характеризующих движение транспорта и других объектов на месте дорожно-транспортного происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспорта и иных участников по полотну автодороги;

Установление факторов, связанных с обстановкой перед ДТП, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия: неверное расположение дорожных указателей, отсутствие необходимых дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дорожного полотна и другие негативные условия обстановки.

Для автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы эксперту требуется предоставить имеющиеся материалы административного, гражданского, уголовного дела, относящиеся к происшествию. Назначающему дорожную экспертизу должностному лицу следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо полнейшее изучение имеющегося комплекса информации о происшествии.

К слову, в ситуациях, где важной причиной ДТП выступают погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент ДТП.